Олег Хусаенов: «Стратегия компании во время перемен»
На открытии Международного форума предпринимательства генеральный директор управляющей компании «Зубр Капитал» Олег Хусаенов выступил перед публикой с презентацией «Стратегия компании во время перемен».
Любая компания – это всегда перемены. Не думайте, что вы будете в стабильности. Стабильность бывает одна – стабильность роста до определённого момента или стабильность падения до определённого момента. И на фоне всех этих перемен стратегия очень важна.
На мой взгляд, руководитель компании всегда должен держать в фокусе пять вещей: стратегию, продукт или услугу, ключевой персонал, финансы и бизнес процессы.
Вы всегда должны чётко понимать, что именно вы продаёте людям, что является вашим продуктом? Первое, что мы всегда спрашиваем, почему потребители предпочитают именно ваш продукт, чем он уникален? Поверьте, если ваш продукт, действительно, уникален, клиенты сами прибегут, чтобы его приобрести.
Таким образом, если у вас есть хороший продукт – это уже львиная доля успеха. Нужно смотреть по продукту, на каком уровне сейчас находится конкуренция? Бесполезно сейчас изобретать смартфон, потому что это уже сделали, нужно придумать что-то новое, чтобы выйти на этот рынок, а там уже есть свои лидеры и конкуренция. Например, в Китае, в котором я часто бываю, новые смартфона появляются каждый год и каждый год они умирают. Сначала они кажутся особенными, а когда новизна утрачивается, инвесторы перестают вкладывать в это деньги. То есть мало просто изготовить продукт, нужно понимать, на каком рынке вы находитесь.
Если говорить о стратегии. Когда вы занимаетесь бизнесом – это то же самое, когда вы выходите из дома и приблизительно продумываете маршрут, в какую точку вам нужно попасть. Вы из точки А должны добраться в точку В, вы продумываете, каким путём это сделать. Если же вы выходите бесцельно, то вы будете плутать. Я заметил, что многие молодые компании выходят на рынок без конкретных целей, что является большой ошибкой, на мой взгляд.
Стратегия – это первое, что нужно продумать. Все знают, что это такое, но как именно это сделать, с чего стоит начать?
Поставьте перед собой следующий вопросы. Первый – какой именно продукт вы продаёте? Второй – каков уровень конкуренции на этом рынке? Если рынок новый, у вас есть время терпеть убытки, вы можете развиваться. Если рынок уже сформировавшийся, то вы можете занять только определённую нишу в этом городе, регионе или стране, дальше развиваться вы не будете. Дальше необходимо продумать, как увеличить объёмы продаж, можно ли это сделать в этом городе или лучше переехать в другой?
Таким образом, вы продумываете стратегические альтернативы. Затем берём в руки белый лист бумаги и рисуем две оси – ось вероятности достижения той или иной стратегической альтернативы, ось доходности, которую мы получим.
Соответственно, где вероятность или доходность самая высокая, мы концентрируемся именно на этом сегменте, отметая какие-то вещи, которые могли бы давать высокую прибыль, но при этом возникало бы множество барьеров.
Мы смотрим также на уровень развития компании. Первое время в компаниях, как правило, генерирует убыток. Затем компания нащупывает свой продукт, решает, что клиенты уже есть, начинает покрывать убытки, выходит на точку безубыточности. Если продукт качественный, рынок правильно выбран, вы, соответственно, растёте достаточно хорошо.
Происходит следующая стадия, когда конкуренция усиливается, нужно внимательно смотреть на свою стратегию. Если вы теряете прибыль из-за этой конкуренции, значит ранее действующая стратегия уже исчерпала себя, и нужно делать новую.
*** Благодарим организаторов Международного форума предпринимательства и спикеров за возможность принять участие в таком грандиозном мероприятии, а также за обеспечение всей необходимой информацией.
Материал подготовила Дарья Курас