В РБ научились строить торговые объекты, но пока не умеют выстраивать бренд - эксперт
В Минске 26 февраля состоялась конференция профессиональных участников рынка коммерческой недвижимости «Торговая недвижимость - 2020: адаптируйся, совершенствуйся, продавай». Опытом делились коллеги из России, Украины, Литвы и Беларуси.
Организовала мероприятие «Академия девелоперов» - специальная площадка, созданная для коммуникации профучастников рынка ООО «Информационное правовое агентство Гревцова».
На протяжение 4 сессий участники конференции обсуждали вопросы об увеличении конкурентоспособности и доходности торговых площадей, выстраивании взаимоотношений между арендодателями и арендаторами, делились опытом выстраивания концепций объектов и их продвижении, а также рассуждали о смене модели потребления и новых форматах торговых центров.
В этом плане белорусским девелоперам есть на что опираться: и западные, и восточные коллеги уже преодолели аналогичные проблемы, которые сейчас решает отечественный рынок коммерческой недвижимости. Пока Беларусь в целом, и Минск в частности, еще далеки от порога насыщения рынка.
Однако столица уже вплотную приближается к этому рубежу. Что дальше? Реконцепция и реновация, инвестиции в маркетинг, вдумчивое изучение целевой аудитории и «воспитание» арендаторов.
Именно этот термин использовал в своем выступлении Кястутис Исакас, эксперт по маркетингу и ритейлу (руководил департаментами маркетинга в торговых сетях Maxima и JYSK, сотрудничал с ТЦ «Акрополис Каунас», «Озас», «Рига плаза» и др.). По его мнению, нужно четко понимать, что маркетинг – это не расходы, а инвестиция. Причем инвестиция долгосрочная, которая сиюминутных результатов дать не может.
Как и любая стратегия, маркетинговая концепция требует времени. И средств. Поэтому приходится «воспитывать» арендаторов, доказывать и показывать, что и арендодатель и арендатор – в одной лодке, и должны действовать заодно. Иногда приходится настаивать на том, чтобы арендаторы, устраивали дни скидок, проводили акции и четко следить за соблюдением концепции торгового центра.
«Без концепции любой торговый центр – это просто коробка, - сказал спикер – В Беларуси научились строить торговые объекты, но пока не умеют выстраивать бренд».
О необходимости четкой стратегии и выстраивании концепции говорил и другой докладчик – Константин Олейник, руководитель департамента стратегического консалтинга компании UTG (Украинская торговая гильдия). Рынок Украины сейчас подошел к насыщению, треть торговых объектов устарели, стали нерентабельными и нуждаются в реконструкции, реновации и реконцепции.
Многие торговые объекты Минска, кстати, тоже нуждаются в подобных мероприятиях. Опыт украинских коллег в этом может стать хорошим подспорьем.
Докладчик очень подробно, с примерами из практики, рассказал о признаках, сигнализирующих о необходимости смены курса, о способах проведения реновации и ярких жизненных примерах. Как оказалось, мелочей в торговой недвижимости не бывает.
И одна неудачная парковка может убить торговый центр. Ну или во всяком случае, значительно снизить трафик. В то же время элементарный перенос входной группы на другую сторону ТЦ, более яркое освещение и понятная навигация – серьезно улучшить бизнес.
Рынок торговой недвижимости становится более насыщенным, более конкурентным. Покупатель имеет возможность выбора. Соответственно, меняется и его поведения, его требования к комфорту.
По словам спикера «Сегодня побеждают форматы магазинов у дома, - отметила в своем выступлении Екатерина Гресс, гендиректор компании IDEM, консультант по торговой недвижимости. – Покупатель хочет получить желаемое быстро и без очередей. И этого он требует от всего».
Имея выбор, покупатель пойдет туда, куда ему ближе и проще добраться. Поэтому на первый план выходят торговые центры с удачной локацией, с большими (желательно плоскостными) парковками и внятной навигацией.
По слов спикера, сегодня 25% посетителей торговых центров составляют представители постсоветского поколения, так называемые милениалы. Эта группа покупателей тратит деньги разумно, им не важны бренды и они предпочтут аренду покупке.
«Не за горами те времена, когда в ТЦ начнут открываться пункты проката всего: начиная от техники, заканчивая вечерним платьем и украшениями. Зачем тратить деньги и покупать, если вещь нужна одноразово?», - сказала Е.Гресс.
Из основных трендов современного российского рынка торговой недвижимости, спикер отметила несколько (многие актуальны и для Беларуси):
- На 10% увеличились продажи через социальные сети, растет доля онлайн торговли;
- ТЦ становятся не столько местом для совершения покупок, сколько местом проведения досуга;
- Растет сегмент покупателей «черри-пик» (любителей скидок и дополнительных бонусов);
- Привлекательными становятся эко-концепции: здоровое питание, здоровый образ жизни;
- Увеличивается доля фуд-холлов (заведений с ресторанной концепцией с общим посадочным залом);
- Растет доля развлекательного сегмента в Торговых центрах.
Более подробно на выступлениях некоторых спикеров мы остановимся в следующих публикациях.
Читайте также: